итак, у нас есть комп, компьютерный микрофон и софт.
Рассмотрим запись и обработку голоса.
Для начинающих советую использовать программу Adobe Audition (можно также Cool Edit Pro, разницы особой не вижу) Почему компьютерный микрофон? Потому что до студийного нам ещё рано, а на сценический вести запись - это терять частоты, захватывать лишние шумы, увеличивать себе работу.
Для начала - запишем сам голос. В основном окне программы есть меню "Транспорт" (странный перевод, не правда ли? ) (Pause, Play, Rec, etc.)
Жмём Record (Запись) - выскакивает окно с настройками новго звука. Ставим:
— 44100 (меньше - хуже, больше - бессмысленно)
— Стерео (а кто бы мог подумать?)
— 16 бит (лучше конечно ставить 24 бита, но данные порграммы не поддерживают эту функцию Позже, мы рассмотрим другие программы, которые поддерживают 24 бита )
Жмём OK. Автоматически запускается запись с микро. Предварительно убедитесь, что микрофон у вас работает
Пара правил: Во время записи должна стоять МАКСИМАЛЬНО возможная тишина. никаких лишних людей в комнате, никаких стаканов и прочих экранирующих предметов в комнате не должно находиться. Домашних животных - на балкон, младших братьев/сестёр лучше выгонять "погулять на пару часов на улице". Нам не нужны детские голоса на заднем плане, не так ли? Мобилы тоже вырубаем, не ставим на вибро, а ВЫРУБАЕМ.
Перед нами встанет ещё одна порблема - шум кулера компа. В своё время мы закутывали системник в покрывало Конечно, полностью шум не удалялся, но основная масса гудения уходила. Остальное - дочищали уже во время очистки. Да будут рады те ,у кого комп не шумит Да, ещё когда пишетесь "с бумажки" - не шелестите, лучше положьте её на видное место, перед собой и читайте. А лучше - учите текст
Наушники: нужны наушники, ПЛОТНО прилегающие к голове, с мягкими прокладками для окантовки динамика. Нужно, чтобы минимум звука шло наружу, когда они одеты. То есть - плотно прилегающие наушники и настройки громкости в компе, чтобы было слышно лишь тому, кто пишется.
Итак, мы записали первый куплет, к примеру (не надо всей толпой орать в микрофон в припевах(даже если в припеве такое требуется), пишемся по одному)... Далее - смотрим, правильно ли вы прочитали текст, какие моменты вам не нравяться. Сразу говрю - если что то не нравиться в основной строчке куплета - лучше не поленитесь, перезапишите весь куплет заново ,а не те две фразы, которые "неправильно" звучат. Плюс: тренировка голоса, отработка текста, развитие дыхания. Не помешает.
Бывает ,что переписывать один куплет приходиться десятки раз (не пугайтесь, это редко), обычно - ... зависит от навыков чтеца.
В итоге мы записали первый куплет. Все рады, всем нравиться, но... грязное звучание, лишние звуки на фоне, гул... Нам надо почистить звук от определённого типа шумов.
Для подобной очистки от шумов предлагаю запускать запись на микро секунд за пять (не больше пяти, не меньше секунды) до вступления голоса. Потом станет ясно, зачем. Можно заглушить все звуки и записать просто сами шумы, без ничего (никаких щелчков, ТОЛЬКО шум, постоянный). Непостоянные непериодические шумы чистить сложно, а большинство - невозможно. Потом с помощью фильтра, о котором будет сказанно позднее нужно сохранить каждый шум отдельно.
Процедура началась: Выделяем в файле, записанном нами, промежуток, длиной не менее 0:00.100 (в измерении Audition). Весь этот промежуток включает в себя ТОЛЬКО монотонный однотипный шум.
В меню "Файл" жмём кнопку "Эффекты" (сорри, у мну русская версия, по английской не могу пока что ничего сказать), наводим на "удаление шума" - и жмём кнопку "удаление шума". В новом окне жмём - "Захват профиля" (в принципе ,там и так всё написанно, что как делать...), потом - "Выбрать весь файл" (отдельно взятые шумы вы можете сохранять, пригодятся). Кнопка просмотр - для редактирования вынимания шумов из трэка. Жмём OK, когда настроили всё, как нам надо. Полоса прогрузки - и такого типа шумы вырезаются. Один минус (хммм, иногда это плюс!) - из голоса тоже могут вырезаться некоторые частоты, не сильно заметно, если шум был тоже малозаметным. Таким образом, голос СЛЕГКА модифицируется. Но мы в будущем будем применять фильтры, так что это может стать незаметным.
Щелчки и вздохи: вроде бы в Audition есть такой Эффект - удаление перегрузок и целчков Я вообще то не пользовался этим фильтром, так что можете покопаться там. Некоторые целчки не удаляться - так вы их функцией заглушения (Эффекты - Тишина)
Нормализация: Не следует выделять очищенный трэк и сразу его нормализировать на все 100%. Желательно приближать волну трэка и копаться в каждом пике. Каждый пик нормализуем ОТДЕЛЬНО под, к примеру, 75%. Исключения - есстественно, там где не надо большей громкости, чем в остальных местах куплета. При записи стараемся держать голос ровно, без "громче-тише", и стараемся изо всех сил не выходить за "рамки", которые снизу и сверху волны. В итоге - работы меньше с нормалайзом, и дыхание тренируем.
После того ,как вы нормализовали все нужные пики волны под одну громкость - можете выделить весь трэк - и нормализовать его под нужную вам громкость. опять же -смотрите ,чтобы максимальные пики не достигали "рамок".
Аффтар: Горын
Источнег: голова
ИТАК, теперь бы хотелось выслушать тех ,кто применяет другие способы для очистки звука.